Приоритеты дошкольного образования
1.Принцип развития. Он предполагает исходную позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.
2.Принцип природосообразности воспитания. Он говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям.
3. Принцип психологической комфортности. Его реализация обеспечивает ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия.
4. Принцип взаимодействия. В данном случае имеется в виду взаимодействие систем: ребенок- педагог, родители- ребенок, педагог- родители.
5. Принцип доверительного сотрудничества. Его результат: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, переживает радость, удовлетворенность, что его индивидуальный опыт расширяется.
6. Принцип диалогического общения. Именно диалог показывает, что между воспитателем и ребенком есть тесная связь, взаимная и встречная открытость, искренность, понимание.
7. Принцип взаимного развивающего влияния педагог- ребенок.
В плоскости педагогического общения образуется пространство взаимного личностного роста.
8. Принцип ненасилия в воспитании.
9. Принцип культурно - деятельностный.
Сущность воспитания - это организация деятельности. Именно деятельность делает ребенка «сензитивным» к восприятию идеалов и ценностей культуры.
10. Принцип приоритетности общественного дошкольного образования.
11. Принцип преемственности образования.
Преемственность образования, как и связанное с ней понятие «непрерывность», следует понимать как преемственность целей и задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие детей.
Внутренняя общность двух «формаций» - дошкольного и младшего школьного возрастов- говорит о том, что дети должны жить общей жизнью, развиваясь и воспитываясь в едином культурно- образовательном пространстве.(Д.Б.Эльконин). Преемственность выступает как связь времен, связь формаций; без преемственности не может быть прогрессивного
Личностного развития индивида.
Личность ученика начинает формироваться не в школе, а в детском саду, где, кроме того, дается установка на развитие, совершенствование себя в новой деятельности, доступной в будущем.
12. Принцип, сберегающий здоровье.
Реализует в образовательном процессе ДОУ обобщенное и целостное представление о здоровье ребенка- психологическом и соматическом.
За устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего образования, его оторванность от реальных потребностей жизни, многие дети расплачиваются своим здоровьем. Наибольший потенциал, сберегающий здоровье,- личностно – ориентированная модель взаимодействия с ребенком.